ARMY.HOBI.RU
сайт для любителей оружия
 
 
 
Поиск по сайту  
 

Авиация

Понятие АВИАЦИЯ (А.) включает в себя несколько аспектов:

1) применение аппаратов тяжелее воздуха для полёта в околоземном воздушном пространстве с использованием аэродинамического принципа полёта;

2) совокупность организаций, применяющих для полётов авиационные летательные аппараты (ЛА) и имеющих аэродромы и обеспечивающую технику;

3) средство вооружённой борьбы государства.

Различают авиацию гражданскую и военную. В зависимости от предназначения и подчинённости военная А. ряда стран делится на виды: армейская (войсковая), фронтовая (тактическая), дальняя (стратегическая), противовоздушной обороны, военно-морского флота (береговая, корабельная) и военно-транспортная. В соответствии с боевыми задачами и характером действий военную А. различают по родам: бомбардировочная (ракетоносная), истребительно-бомбардировочная (тактических истребителей), истребительная, штурмовая, разведывательная, противолодочная, минно-торпедная, транспортная, вспомогательная.

Возникновение и первое практическое применение воздухоплавания началось во Франции в конце 18 века. В 1783 г. братья Жозеф и Этьен Монгольфье изобрели шар с нагретым воздухом.

Ряд удачных опытов английского изобретателя Д. Кейли (конец 18 в.) по созданию ЛА тяжелее воздуха привел к проекту создания безмоторных ЛА без парового двигателя.

Появление и совершенствование двигателей внутреннего сгорания сделало возможным создание лёгкого и в то же время достаточно мощного авиационного двигателя. В Америке братья У. и О. Райт установили на свой самолёт двигатель внутреннего сгорания, работавший на керосине, и 17 декабря 1903 г. осуществили успешный полёт. В последующие годы продолжали создаваться различные типы ЛА в России и ряде стран Европы (во Франции, Дании и др.).

Ведущую роль в создании научных основ аэродинамики сыграли русские учёные Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин, создавшие научную школу аэродинамики. Жуковский впервые ввёл в аэромеханику эксперимент как метод исследования, создал метод определения подъёмной силы крыла самолёта, заложил основы динамики полёта.

Впервые в России в 1910 г. Б. Н. Юрьев спроектировал вертолёт и изобрёл автомат перекоса, который применяется во всех конструкциях современных вертолётов. Выдающимся событием в истории самолётостроения была постройка в 1913 г. в Петербурге тяжёлого четырехмоторного самолёта "Русский витязь", который стал родоначальником тяжёлых бомбардировщиков, а позже - ещё более совершенного самолёта "Илья Муромец".

В 1939 г. были созданы английские и немецкие ТРД, а также жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) немецких фирм ВМВ и "Юнкерс". Впервые в нашей стране полет на ракетопланере С. П. Королева был осуществлен в феврале 1940 г.

В период Второй мировой войны продолжалось развитие военной А. и в это же время в большинстве стран завершилось ее оформление как одного из видов вооруженных сил.

Приближение скорости полёта к скорости звука ставило перед конструкторами новые задачи. Проведённые научные исследования и экспериментальные разработки показали, что крылья самолётов, предназначенных для полёта на больших скоростях, должны иметь стреловидную форму в плане и тонкий профиль. Академики С. А. Христианович, М. И. Келдыш и другие, разработали практические рекомендации относительно путей преодоления звукового барьера.

В декабре 1948 г. на экспериментальном реактивном самолёте Ла-176, имевшем крыло со стреловидностью 45 град. при полёте со снижением была достигнута скорость звука, а в начале 50-х г. г. скорость самолёта в горизонтальном полёте уже скорость звука превысила.

В послевоенные годы на вооружение А. поступили новые средства поражения, в том числе ядерное оружие. Военная А. стала ракетоносной. Применение турбовинтовых и турбореактивных двигателей позволило значительно увеличить грузоподъёмность и дальность полёта самолётов (свыше 10 тыс. км, а с дозаправкой топливом в воздухе значительно больше).

Величайшей страницей в истории авиации стало создание вертолетов.

На вооружении современных военно - воздушных сил государств находятся сотни различных моделей самолетов, наиболее интересные из них представлены в нашей энциклопедии.

 
 
 
   
 
2002 - 2004 © АРМИЯ